Начну с середины. Заседания фотоклуба «Стиль» можно описать разнообразно:
— это прямоугольник (по форме стола) по интересу к изобразительному искусству вообще и к фотографии в частности. Собравшиеся за столом при участии «ведущего» клуба делятся впечатлениями о выставках и событиях, приносят и обсуждают распечатанные на бумаге фотографии. Умные и смелые собеседники, многие из которых красивые девушки, хорошие поводы для бесед, опытный, незашоренный «ведущий», нередко сам представляющий свои фотоработы;
— это интеллектуальный бойцовский клуб, где на каждый аргументированный вызов (или сомнение), оформленный в фотографию или высказывание, обязательно получишь аргументированную рефлексию, как от участников, так и от многоопытного ведущего. Зубы не выбьют, но идеи и реплики сверкают и гремят, как гроза в начале мая;
— это открытая универсальная академия на манер древнегреческой академии Платона, когда ученики и учитель упражняются в познании мира и самих себя путем неспешной беседы, в которых нет запретных тем;
— и снова бойцовский клуб, где каждый отвечает за себя и всем.
Теперь с начала. Сегодня на улицах Рязани можно запросто споткнуться о флэшку. Ну, об вот такую фигнюшку в полпальца размером, похожую на пенал для авторучек для гнома-школьника. Каждый дурак знает, что флэшка – компактный накопитель цифровой информации и её (инфы) в этой крохотульке может быть ой-ёй-ёй как много. И когда на тротуаре, обнаженном до асфальта очередной оттепелью, я обнаружил бирюзовую флэшку, я не мог пройти мимо и нашел её. Схватил и нашёл.
Конечно, пока я нес флэшку-найденыша к моему ближайшему компьютеру, я отвергал возможность хранения там шпионских секретов (внутри небесно-бирюзового цвета пластмасски — бред), но надеялся на пару хороших или лучше простых ого-эге-ого фильмов, ну, или на гигабайт домашних фоток или курсовую работу молоденькой студентки-растяпы.
К моему первому в этой истории удивлению на флэшке-найденыше оказались совсем другие фотографии. В основном черно-белые, некоторые цветные. Затейливая вязь трещин на стене, ягоды и банки на отполированном до блеска дощатом столе, портреты смотрящих сквозь тебя девушек, какие-то задумчивые девушки среди ветвей, увиденные словно во сне, некоторые из них обнаженные, заборы, пустые дворы и улицы, зеркала, отражающие не тех, кто в них смотрится, а дробящие пространство, как окна или двери, автомобили, ведущие какую-то свою, персональную жизнь, незаселенные туристами иноземные пейзажи, трубы и краны на фоне вечернего неба. В общем, неспешные художественные опыты.
Попади мне в руки журнал с такими картинками, я бы порадовался за людей, находящих досуг и силы для таких приятных и красивых занятий, пролистал бы странички пару минут и отложил в сторону. Пресса параллельного мира меня мало занимает. Вся эта красота куется явно где-то в другом мире, где либо говорят неспешно и тихо, либо спорят до хрипоты, но всегда только о главном. «Я видел все это в одном из старых видеофильмов».
Однако одно обстоятельство меняло всё дело – эти карточки нарулили явно в Рязани. Как такое могло быть и где был я, да и еще пару вопросов загуляло в голове. Чтобы чуть «встряхнуть лампочку», я по старой армейской привычке врубил что-то ортогональное – мне попался свежайший альбом нестареющей банды Napalm Death — и попробовал немного обмыслить эту ситуацию. И, как водится, заснул, а когда проснулся, то решил поступить проще простого — погуглить наудачу.
На этой бирюзовой флэшке фотографии были подписаны. И с первого наскока в гугле «пробибикалось» логово этих авторов – фото-клуб «Стиль», обосновавшийся в Рязани. Буквально, три поворота за углом от меня – на площади Победы в МКЦ. Однако реальной информации, отражающей не только событийный ход работы клуба, в инете нашлось не много. В ходе маленького исследования «по наводке» бирюзовой флэшки я раздобыл лишь одно более-менее внятное интервью с руководителем клуба «Стиль» Евгением Ивановичем Иванюком, которого отрекомендовали так: «Евгений Иванович Иванюк. Руководитель фото-студии «Мещера» с 1986 по 2008 год, первый председатель Союза фотохудожников Рязани, участник и организатор большого количества фотовыставок».
Некоторые эпизоды этой беседы даже копирну, зело заинтриговали:
«Фотография – это свой особый язык. Язык «видения». Чтобы его понимать, надо научиться «видеть», а не «смотреть». Изображение визуально самодостаточно. О нём нельзя рассказать, оно невербально. Рассказать можно сюжет, если он есть. Чем меньше в изображении сюжета, «литературы» или жанра, тем полнее в нём визуальная составляющая, тем более его можно отнести к самостоятельной изобразительной, «несловесной» знаковой структуре»…
…«Сделать хороший снимок…это просто. Для этого надо прочувствовать и понять, пропустить через себя, то есть «увидеть», огромное количество работ многих авторов. Это не получится, если не научиться анализировать форму, содержание, их взаимообусловленность, хитросплетение композиционных и тональных построений, стилистику, образность и прочее, и прочее… И если после всего этого у вас ещё возникнут темы и идеи, которые вы будете в состоянии воплотить, не повторив предыдущих авторов, то… вы сделаете хорошие снимки! А если нет, то вы научитесь, по крайней мере, «видеть» и понимать фотографию. Кстати, на занятиях в клубе по-прежнему моя главная задача – развить умение анализировать фотографию»…
… «Любое осознанно созданное изображение – это ваши размышления, ваше душевное состояние, ваше мировоззрение. Наконец, это ваша философия, визуально выраженная идеология.… А какая у вас философия, какие проблемы или проблемки вас волнуют?.. Это всё будет запечатлено на фотографии. Она всё о вас расскажет.… Иногда фотография на первый взгляд простая: неброское, скромное изображение. А начинаешь присматриваться, анализировать – и многое открывается в совершенно ином свете. Простота содержания и скромность формы оказываются лаконизмом высказывания и изящной отточенностью композиции. А за этим приоткрывается оригинальность мировоззрения и глубина философии автора…Настоящая фотография медитативна»…
…«Кстати, нет плохих фотоаппаратов – есть плохие фотографы. Техника вторична. Если у фотографа есть идеи, он и самым простеньким аппаратом сделает настоящие работы»…
В общем, хотелось бы запостить все интервью. Так гладко, емко и умно мало кто нынче рассуждает об искусстве. Впрочем, нонешние TV-головы уже ни в чем не подметки. Так что «заинтригованный сверх всякой меры» я решил своими глазами-ушами проведать этот заповедный уголок.
Вход в фото-клуб «Стиль» сделать проще простого. Каждую вторую среду в 19.00 в фойе МКЦ на площади Победы можно присоединиться к участникам или, опоздав, спросить у вахтера: «В какой сегодня фотографы заседают?» И, получив заветный номер аудитории, найти ее, открыть дверь и здрасьте-здрасьте. Потом можно при необходимости покинуть заседание в любой момент – всяко бывает: дом, работа. А вот выйти (в смысле покинуть совсем), наверное, очень непросто.
Если ты хоть капельку ценишь интересную беседу и свою башку, в которую клюют разные «зачем?» и «почему?» Типа: «Зачем мне всё это (мир, мозг, руки, глаза, небо, мир)?» И: «Почему я не гениальный (любовник, музыкант, поэт, художник, фотограф и т.д.)?» В смысле – может все-таки я? Тогда, даже забив на клуб в метаниях дом-работа, будешь продолжать задавать себе в башке знакомые вопросы, оценивать знакомые и незнакомые картинки и образы, слышать ответы знакомым голосом. Если ценишь себя и мир, то не убежишь, потому что услышать хороший ответ на интересующий тебя вопрос – это дороже Айфона-6 и манны небесной, чтобы это не было.
Оказалось, заседания фото-клуба – это такой интеллектуальный рахат-лукум и крупный жемчуг, большой бильярд и хоккей с мечтой, что «папа не звони», как говорят девочки. Один пресловутый Юра в поисках современности чего стоит.
Читал я о семинарах по критике современного искусства в Калифорнийском институте искусства в Лос-Анджелесе, об искусствоведческих семинарах в Лондоне.
Написано забавно – на семинаре «Постстудийное искусство» в Америке студенты и молчаливый преподаватель обсуждают три-четыре наброска по десять-двенадцать часов. В Британии не жиже, но автору обсуждаемых работ запрещено говорить. Навскидку всё это походит на перфомансы (или хеппенинги) в стиле «современного искусства». В МКЦ всё проще и круче.
Да, и одно из двух отличий «Стиля» от бойцовского клуба Чака Палланика. Первое и второе правило фото-клуба: Рассказывай всем о фото-клубе «Стиль». Что я и делаю. А бирюзовую флэшку-найденыша я никому не отдам.